• Приглашаем посетить наш сайт
    Бестужев-Марлинский (bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru)
  • Биография (вариант 2)

    Ранние годы

    Родился в Костроме 22 ноября (4 декабря) 1826 в обедневшей дворянской семье. Учился сначала в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков, потом в Петербургском университете (1843—1845). Ни в том, ни в другом заведении курса не окончил и, выйдя из университета, посвятил себя исключительно литературной деятельности, сперва как поэт, затем как прозаик. Начал печататься в 1844. Стихотворения и рассказы печатались в «Отечественных записках» (1847—1849).

    Ссылка

    В 1849 в деятельности Плещеева наступает перерыв, вызванный арестом и ссылкой за участие в кружке М. В. Петрашевского. Был приговорён к смертной казни вместе со многими другими участниками дела Петрашевского, заменённой по конфирмации императора Николая I ссылкой рядовым в Уральск в отдельный Оренбургский корпус. Пребывание в Оренбургском крае продолжалось восемь лет, из которых семь он оставался в военной службе (последовательно рядовым, унтер-офицером и прапорщиком. Принимал участие и в военных действиях во время штурма кокандской крепости Ак-Мечеть). В эти годы сближается с другими ссыльными – Т. Г. Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А. М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М. Л. Михайловым. Прослужив ещё год в гражданской службе, получил разрешение жить в столице с возвращением ему прав потомственного дворянства. Поселился сперва в Москве (1859), с 1873 — в Петербурге. Ещё из Оренбургского края он начал присылать в журналы (преимущественно в «Русский вестник») свои стихотворения и рассказы.

    С переселением в столицу деятельность его пошла непрерывным ходом и не прекращалась почти до самой смерти, выразившись во множестве стихотворений, как оригинальных, так и переводных (из поэтов английских, немецких и французских), в переводах крупных драматических произведений («Ратклиф» Гейне, «Магдалина» Геббеля, «Струэнзе» М. Бера и др.), в целом ряде повестей (среди них главными считаются «Буднев», «Пашинцев», «Карьера») и в довольно многочисленных журнальных статьях, в основном компилятивного характера, по иностранной литературе (самая крупная между ними — «П. Л. Курье, его жизнь и сочинения»). Издал 3 сборника стихов (1858, 1861, 1863), 2 тома «Повестей и рассказов» (1860). Тяжёлая литературная и журнальная работа в связи с материальной нуждой, постоянно преследовавшею поэта, постепенно подрывала его здоровье. На закате дней он неожиданно получил огромное наследство, которым пользовался только два года. Скончался в Париже 26 сентября (8 октября) 1893. Тело его перевезено в Москву и погребено.

    Адреса в Санкт-Петербурге

    1872 - 1890 - дом М. Б. Булатовой - Спасская улица, 1.

    Характер творчества

    на такую же идеальную службу человечеству, ни разу не изменил себе, «нигде и никогда (как было сказано в стихотворном адресе по случаю его сорокалетнего юбилея) не поступясь пред светом благими чувствами». Поэзия Плещеева есть во многом выражение и отражение его жизни. Он принадлежит к категории поэтов с совершенно определённым характером, сущность которого исчерпывается каким-нибудь одним мотивом, группирующим вокруг себя свои видоизменения и разветвления, всегда сохраняющие, однако, ненарушимым основной фундамент. В поэзии Плещеев этот мотив — гуманность в самом обширном и благородном значении слова. Будучи применена преимущественно к окружавшим поэта явлениям общественным, эта гуманность естественно должна была принять элегический характер, но его грусть всегда сопровождается непоколебимой верой в победу — рано или поздно — добра над злом; в этом отношении не лишено значения то обстоятельство, что первым стихотворением Плещеев было столь популярное «Вперёд», в котором поэт требует от призываемых им «на доблестный подвиг» друзей, чтобы они отреклись «от страха и сомненья», ибо в небесах видна «заря святого искупленья» и т. д. И таких стихотворений у Плещеева гораздо больше, чем тех, где выражаются безнадёжное уныние, сомнение, разочарование и т. п. При своём чисто поэтическом достоинстве (отнюдь, однако, не позволяющем причислить Плещеева к поэтам первостепенным уже по однообразию его мотивов) они составляют также общественную, гражданскую сторону его поэзии, действуя оживляющим и укрепляющим образом. Многие стихи Плещеева положены на музыку («Ни слова, о друг мой…» П. И. Чайковского, «Ночь пролетала над миром» Н. А. Римского-Корсакова).

    Одно из самых видных мест занимает Плещеев в литературе детской; его стихотворения из детской жизни и посвященные детям (сборник «Подснежник») как нельзя больше соответствуют своей цели свежестью чувства, благородством мысли и безыскусственностью, но в то же время художественностью внешней формы.

    М. Гартман, Р. Пруц), французских (В. Гюго, М. Монье), английских (Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерских (Ш. Петёфи), итальянских (Джакомо Леопарди), а также произведения украинского поэта Тарас Шевченко и таких польских поэтов, как Антоний Сова (Эдуард Желиговский) и Владислав Сырокомля.

    Плещеев первым перевёл на русский язык «Красное и чёрное» Стендаля.

    Полное собрание стихотворений Плещеева издано в 1887 г.; 2-е издание, с некоторыми дополнениями, сделано уже после его смерти его сыном, в 1894 г.; последним изданы также «Повести и Рассказы» Плещеева.

    "Жизнь и творчество А. Н. Плещеева" Издательство: М.: Наука Переплет: мягкий; 192 страниц; 1981 г.

    Раздел сайта: