Пью за славного артиста,
Что умеет вызвать в нас
Смех то горький, то веселый -
Правды жизни без прикрас.
Он и тем еще нам мил,
Что и в жизни, как в искусстве,
Только правде он служил.
Что, свершая путь свой честно,
И не ходит к сильным мира
С низкой лестью на поклон.
В том сознаются, конечно,
Даже все его враги,
Не подставил он ноги...
И счастлив вдвойне, кто может
Так, как он, прожить свой век,
Всеми чтимый как художник,
1859 (?)
"Пью за славного артиста...". Впервые - "Вечерняя Москва", 1962, 28 июня (публикация И. Злотниковой). Автограф - ЦГТМ, фонд Садовских. Стихотворение, видимо, прочитано Плещеевым в Москве в 1859 г. на юбилее артиста Малого театра П. М. Садовского в связи с двадцатилетием его служения на московской сцене (он дебютировал в Малом театре 18 апреля 1839 г.). С Садовским Плещеева связывали дружеские отношения. Театр занимал немалое место в жизни Плещеева. В неизданном письме к собирателю народных песен И. П. Ларионову 24 января 1889 г. поэт писал: "Я старый театрал; страстно люблю театр, и все касающееся его меня очень интересует" (ЦГИАЛ). В "Заметках о московском театре", печатавшихся в "Московских ведомостях", {Нам удалось на основе "Гонорарной ведомости" газеты "Московские ведомости" (Архив МГУ) установить, что Плещееву принадлежит цикл театральных рецензий "Заметки о Московском театре" в этой газете. Они без подписи или за подписью А. П.} Плещеев ставит Садовского в ряд основоположников русского сценического реализма.