• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1843"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Жданов В.: Поэзия в кружке петрашевцев
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    2. Дездемоне (Виардо Гарсии)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    3. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    4. Майорова О. Е.: Плещеев А. Н.: биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    5. Поляков М. Я.: Поэзия А. Н. Плещеева.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    6. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    7. Бал
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жданов В.: Поэзия в кружке петрашевцев
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    Часть текста: следующее правительственно" сообщение: "Пагубные учения [социалистов], {В квадратных скобках приведены слова, вычеркнутые из печатного текста Николаем I.} породившие смуты и мятежи: во всей Западной Европе и угрожающие ниспровержением всякого порядка и благосостояния народов, отозвались, к сожалению, в некоторой степени и в нашем отечестве. Но в России, где святая вера, любовь к монарху и преданность престолу основаны на природных свойствах народа и доселе хранятся непоколебимо в сердце каждого, только горсть людей, совершенно ничтожных, большею частью молодых и безнравственных, мечтала о возможности попрать священнейшие права религии, закона и собственности. Действия злоумышленников могли бы только тогда получить опасное развитие, если бы бдительность правительства не открыла зла в самом начале. По произведенному исследованию обнаружено, что служивший в Министерстве Иностранных Дел титулярный советник Буташевич-Петрашевский первый возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства с тем, чтобы основать оное [на началах социализма и коммунизма] на безначалии. Для распространения своих преступных намерений он собирал у себя в назначенные дни молодых людей разных сословий. Богохуление, дерзкие слова против священной особы государя...
    2. Дездемоне (Виардо Гарсии)
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Дездемоне (Виардо Гарсии) ДЕЗДЕМОНЕ (ВИАРДО ГАРСИИ) 1 Когда твой голос серебристый, О Дездемона, слушал я, Восторгом пламенным и чистым Была полна душа моя! Я говорил: нет, эти звуки С небесной льются вышины; Пустой, бесплодной жизни муки Нам усладить они даны! Я в это чудное мгновенье Людей и мир - всё позабыл: Я весь был слух и восхищенье, Я жадно каждый звук ловил! Молилась ты, или рыдала, Иль тихо пела песнь любви - Как сердце билось, замирало При звуках тех в моей груди! Шекспира светлое созданье Ты так глубоко поняла И Дездемоны все страданья Так верно нам передала! 2 Меж тем как шум рукоплесканья И кликов залу оглашал, Лишь я один сидел в молчанье, Ничем восторг не выражал. Я не бросал тебе букеты, Не бросил я тебе венок; Но стих созрел в душе поэта - Прими же: вот и мой цветок! Прими его... Хоть не блистает Красой он южного цветка, Но солнце так же оживляет Листки и роз... и василька! <1843-1844> Примечания: I. Дездемоне. Впервые - С, 1844, No 2, стр. 241. Полина Виардо Гарсиа (1821-1910) - знаменитая французская певица, гастролировавшая в Петербурге в 1843 г. Среди других партий она исполняла партию Дездемоны в опере Верди "Отелло". Этим и двумя последующими стихотворениями Плещеев дебютировал в печати.
    3. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: 1849 в деятельности Плещеева наступает перерыв, вызванный арестом и ссылкой за участие в кружке М. В. Петрашевского. Был приговорён к смертной казни вместе со многими другими участниками дела Петрашевского, заменённой по конфирмации императора Николая I ссылкой рядовым в Уральск в отдельный Оренбургский корпус. Пребывание в Оренбургском крае продолжалось восемь лет, из которых семь он оставался в военной службе (последовательно рядовым, унтер-офицером и прапорщиком. Принимал участие и в военных действиях во время штурма кокандской крепости Ак-Мечеть). В эти годы сближается с другими ссыльными – Т. Г. Шевченко, польскими повстанцами, а также с одним из создателей литературной маски Козьмы Пруткова А. М. Жемчужниковым и поэтом-революционером М. Л. Михайловым. Прослужив ещё год в гражданской службе, получил разрешение жить в столице с возвращением ему прав потомственного дворянства. Поселился сперва в Москве (1859), с 1873 — в Петербурге. Ещё из Оренбургского края он начал присылать в журналы (преимущественно в «Русский вестник») ...
    4. Майорова О. Е.: Плещеев А. Н.: биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: XI(4. XII). 1825, Кострома --26. IX(8. Х). 1893, Париж; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище] -- поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда П. был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна (урожденная Горскина), давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матербю в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (поступил в 1840 г.). Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического факультета. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств П. (он посещал салон Майковых, был вхож в дом П. А. Плетнева, бывал у А. А. Краевского) и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии, что объяснялось, вероятно, влиянием М. В. Буташевича-Петрашевского и его друзей, со многими из которых П. познакомился в годы учебы, особенно сблизившись в...
    5. Поляков М. Я.: Поэзия А. Н. Плещеева.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: без страха и сомненья»? Да потому, говорил мне писатель, что они как бы напоминали о чем-то, будили какие-то уснувшие струны, вызывали к жизни высокие и благородные чувства. Разве есть теперь что-нибудь подобное, разве может быть?» {А. Блок. Сочинения в двух томах, т. 2. М., 1955, стр. 77.} Значение писателя в жизни своего времени не всегда соответствует масштабам его таланта и важности его вклада в развитие отечественной литературы. Нередко в истории поэзии мы видим, как, хотя бы и неполные, ответы на жгучие вопросы придают силу голосу художника. В не меньшей степени действуют на читателей жизнь и характер писателя, его личное обаяние, его убеждения и искренность. Именно таким был поэтический облик А. Н. Плещеева. Мысль о значении гражданского начала в поэзии у Блока пробудила воспоминание о Плещееве. И действительно, симпатичная фигура поэта-революционера до конца дней его вызывала в молодом поколении горячее сочувствие. Участие Плещеева в революционном движении определило в равной мере и основные мотивы и особенности его произведений, и его личную судьбу. В день сорокалетнего юбилея Плещеев получил множество поздравлений, и среди них были письма участников революционного движения и революционно настроенной молодежи. Так, студент-художник восторженно отмечал как удивительный для годов реакции «славный малопонятный подвиг» служения поэта под «одним и тем же знаменем». {Центральный государственный театральный музей им. А. Бахрушина (в дальнейшем — ЦГТМ). Фонд А. Н. и А. А. Плещеевых.} Характерно также и то, что для реакционной печати и царского правительства Плещеев до конца дней своих...
    6. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: редакции "Отечественных записок" и заведывал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии "Отечественных записок" Плещеев этим же отделом заведывал в "Северном вестнике". П. стал печататься в журналах с 1843, а в 1846 выпустил сборник стихов. В 40-х гг. это - яркий и популярный певец радикальной молодежи, поэтический трибун петрашевцев. Его стихотворение "Вперед без страха и сомнения" справедливо названо в одном исследовании "своего рода марсельезой поколения 40-х гг.". Довольно расплывчатые лозунги этого стихотворения без труда расшифровывались современниками как пропаганда утопического социализма. П. был одним из идеологов левого крыла дворянской интеллигенции, отвергавшего самодержавно-крепостнический строй, но не умевшего найти пути к крестьянской массе. С 1856 П. снова стал печатать стихи в журналах, а в 1858 выпустил новую книгу стихов. Добролюбов отметил отсутствие в этой книге "мощных призывов" и "гордых увлечений", характерных для раннего творчества П. И действительно, поэзия П. после ссылки свидетельствует о надломе, об утрате героического порыва юности ("Расстался я с обманчивыми снами Моей давно исчезнувшей весны"). С другой стороны, во второй книжке П. отразились некоторые либеральные иллюзии относительно реформ Александра II. Однако П. не спустился до уровня рядового либерально-дворянского поэта. Если осуждение господствующих классов не переросло у него в жгучую ненависть, если сочувствие к трудящимся и угнетенным массам не...
    7. Бал
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: БАЛ (Отрывок) Я помню бал. Горели ярко свечи, И группы пестрые мелькали предо мной. Я слушал то отрывистые речи, То Ланнера мотив унылый и простой. Но слушал их небрежно и зевая, А взорами ее - одну ее искал. Где ты, всегда нарядная, живая, Как мотылек? Тебя давно я не видал, Но все к тебе мои неслися думы, Тобой и в этот миг они еще полны; И жду тебя, усталый и угрюмый, Я, как природа ждет дыхания весны! И длился скучный бал до поздней ночи, Я покидал его с досадою немой, Но вдруг ее лазуревые очи, Как будто две звезды, зажглися предо мной. И увидал я вновь, отрады полный, И плечи белые, как первый снег полей, И смоляных волос густые волны, И легкий стройный стан красавицы моей. Но на щеках нет прежнего румянца... Ты улыбаешься сквозь слезы? Ты грустна? Устала ль ты, кружася в вихре танца, Иль скорбь на дне души твоей затаена? Ужель и ты обманута мечтами И на страдания судьбой обречена?.. Вот руку мне дрожащими руками Схватив, "Я замужем", - произнесла она; А грудь ее высоко волновалась, И томный взор горел болезненным огнем; И мука в этом взоре отражалась, Как отражалось в дни былые счастье в нем. И я поник в раздумье головою; Сначала речь завесть о прошлом был готов, Но, удручен тяжелою тоскою, Остался, будто тень, и мрачен и без слов. Я помню бал, горели ярко свечи... За пестрою толпой следил я в стороне. Но не искал мой взор отрадной встречи, - Я никого не ждал, и скучно было мне. Вдруг Ланнера послышались мне звуки - Унылый вальс! Знаком он сердцу с давних дней, И вспомнил я любви тревожной муки, Я вспомнил блеск давно угаснувших очей! Да! как листок, весною пожелтелый, На утре дней и ты увяла, ангел мой; И видел я, как ты в одежде белой, В венке из белых роз лежала под парчой... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я вспомнил всё... А музыка гремела, И пестрая толпа кружилась предо мной! 1845 Примечаания: Бал. Впервые - РП, 1846, No 1, стр. 3. Печ. по С. 46,...