Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на цифры
Показаны лучшие 100 слов (из 182).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: *** ("Пью за славного артиста... ") Пью за славного артиста, Что умеет вызвать в нас Смех то горький, то веселый - Правды жизни без прикрас. Не одним своим талантом, Он и тем еще нам мил, Что и в жизни, как в искусстве, Только правде он служил. Что, свершая путь свой честно, Чужд интриг остался он, - И не ходит к сильным мира С низкой лестью на поклон. В том сознаются, конечно, Даже все его враги, Что товарищам ни разу Не подставил он ноги... И счастлив вдвойне, кто может Так, как он, прожить свой век, Всеми чтимый как художник, Как хороший человек. 1859 (?) Примечания: "Пью за славного артиста...". Впервые - "Вечерняя Москва", 1962, 28 июня (публикация И. Злотниковой). Автограф - ЦГТМ, фонд Садовских. Стихотворение, видимо, прочитано Плещеевым в Москве в 1859 г. на юбилее артиста Малого театра П. М. Садовского в связи с двадцатилетием его служения на московской сцене (он дебютировал в Малом театре 18 апреля 1839 г.). С Садовским Плещеева связывали дружеские отношения. Театр занимал немалое место в жизни Плещеева. В неизданном письме к собирателю народных песен И. П. Ларионову 24 января 1889 г. поэт писал: "Я старый театрал; страстно люблю театр, и все касающееся его меня очень интересует" (ЦГИАЛ). В "Заметках о московском театре", печатавшихся в "Московских ведомостях", {Нам удалось на основе "Гонорарной ведомости" газеты "Московские ведомости" (Архив МГУ) установить, что Плещееву принадлежит цикл театральных рецензий "Заметки о Московском театре" в этой газете. Они без подписи или за подписью А. П.} Плещеев ставит Садовского в ряд основоположников русского сценического реализма.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: Слова для музыки ("Нам звезды кроткие сияли... ") - посвящается П. Н. Островскому СЛОВА ДЛЯ МУЗЫКИ (Посвящается П. Н. О<стровско>му) Нам звезды кроткие сияли, Чуть веял теплый ветерок, Кругом цветы благоухали, И волны ласково журчали У наших ног. Мы были юны, мы любили, И с верой вдаль смотрели мы; В нас грезы радужные жили, И нам не страшны вьюги были Седой зимы. Где ж эти ночи с их сияньем, С благоухающей красой И волн таинственным роптаньем? Надежд, восторженных мечтаний Где светлый рой? Померкли звезды, и уныло Поникли блеклые цветы... Когда ж, о сердце, всё, что было, Что нам весна с тобой дарила. Забудешь ты? <1884> Примечания: Слова для музыки ("Нам звезды кроткие сияли..."). Впервые - "Театральный мирок", 1884, No 34, стр. 1. Островский Петр Николаевич (1839-1906) - брат А. Н. Островского, редактор московской театральной газеты, близкий приятель Плещеева. Познакомившись с Островским в начале 60-х гг., Плещеев позднее привлек его к критической деятельности в журнале "Северный вестник". Стихотворение положено на музыку Вас. Калинниковым, П. И. Чайковским.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Блок. Сочинения в двух томах, т. 2. М., 1955, стр. 77.} Значение писателя в жизни своего времени не всегда соответствует масштабам его таланта и важности его вклада в развитие отечественной литературы. Нередко в истории поэзии мы видим, как, хотя бы и неполные, ответы на жгучие вопросы придают силу голосу художника. В не меньшей степени действуют на читателей жизнь и характер писателя, его личное обаяние, его убеждения и искренность. Именно таким был поэтический облик А. Н. Плещеева. Мысль о значении гражданского начала в поэзии у Блока пробудила воспоминание о Плещееве. И действительно, симпатичная фигура поэта-революционера до конца дней его вызывала в молодом поколении горячее сочувствие. Участие Плещеева в революционном движении определило в равной мере и основные мотивы и особенности его произведений, и его личную судьбу. В день сорокалетнего юбилея Плещеев получил множество поздравлений, и среди них были письма участников революционного движения и революционно настроенной молодежи. Так, студент-художник восторженно отмечал как удивительный для годов реакции «славный малопонятный подвиг» служения поэта под «одним и тем же знаменем». {Центральный государственный театральный музей им. А. Бахрушина (в дальнейшем — ЦГТМ). Фонд А. Н. и А. А. Плещеевых.} Характерно...
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: нам знать твои волненья, Надежды глупые первоначальных лет, Рассудка злые сожаленья?1 Но, присматриваясь ближе к содержанию стихотворений г. Плещеева, мы найдем, что характер его сожалений не совсем одинаков с жалобными стонами плаксивых пиит прежнего времени. У тех и надежды-то были действительно не только глупы, но и пошлы, мелки; и сожаления-то были такого рода, что до них именно никому, дела не было. Обыкновенно надеялись они на то, что встретят сочувственную женскую душу, которая их полюбит и будет любить страстно и вечно; надеялись они также и на то, что вот, может быть, дождутся они времени, когда весна целый год будет продолжаться, розы не будут увядать, молодость будет вечно сохранять свою пылкость и свежесть, что луна вступит с ними в дружеские отношения и т. п. Лет в двадцать пииты начинали уже разочаровываться, жаловались на измены любимых женщин, сетовали о кратковременности цветения розы и пр. Со стороны, разумеется, смешно и скучно было слушать их... Нельзя сказать того же о сожалениях, которым предается г. Плещеев. Его надежды также были,...
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: отделение историко-филологического факультета. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств П. (он посещал салон Майковых, был вхож в дом П. А. Плетнева, бывал у А. А. Краевского) и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии, что объяснялось, вероятно, влиянием М. В. Буташевича-Петрашевского и его друзей, со многими из которых П. познакомился в годы учебы, особенно сблизившись в дальнейшем с С. Ф. Дуровым, А. И. Пальмом, Ф. М. Достоевским, Н. А. Спешневым. Социалистические идеи петрашевцев увлекли П.; разделяя их пропагандистские устремления, он совместно с Н. А. Мордвиновым готовил перевод книги французского публициста, идеолога утопического социализма, Ф. Ламенне "Слово верующего", намереваясь отпечатать ее в тайной типографии. В 1845 г., не окончив курса, П. вышел из университета, но не прерывал контактов с единомышленниками, их встречи неоднократно бывали в его доме. К тому времени уже проявилось его поэтическое дарование (первые оригинальные стихотворения П. были напечатаны в нач. 1844 г. в...